Томас Пейн и его «Здравый смысл»
История знает немало людей, гениев своей эпохи, изменивших мир и отвергнутых неблагодарными современниками из-за невозможности понять всей сложности и всего значения их дел. Есть такой герой и в истории войны за Независимость. Публицист, интеллектуал с обостренным чувством справедливости, он является одним из величайших Отцов-основателей независимых штатов, автором легендарного «Здравого смысла», подтолкнувшего его страну на освободительную войну.

Жизнь до Нового света

Родился Томас в Англии, в семье квакера, и после простейшего образования сразу начал работать сначала на своего отца, а потом и на государство. Эта работа была не для него, скандалы в семье вынудили парня в 19 лет уйти из дома. До 37 лет будущий Отец-основатель прозябал в нищете, брался за любую работу, но однажды ему улыбнулась удача. В 1774 году Франклин гостил в Лондоне, где и встретил Томаса. Он помог интеллектуалу покинуть Туманный Альбион и даже дал рекомендацию.

Журналист

Уже спустя год после переезда Пейн стал редактором главного журнала штата Пенсильвания, и начал публиковать там свои статьи. Выступал против рабства, фактически положив начало массовому движению за освобождение рабов. Писал о свободе, о Великобритании, знакомой ему с самого рождения и с самого дна. Но конечно, наибольшее влияние на США оказали не его статьи, а памфлет, выпущенный в том же 1775 году.

«Здравый смысл»

В произведении автор критиковал всю структуру Великобритании и аристократическую монархию, изучал древние тирании, и пришел к выводу, что конституция колонизатора является не более чем отражением древней тирании. Слив воедино экономику, политику, религию и мораль автор призывает своих читателей прибегнуть наконец к единственно разумным и решительным мерам – взять в руки оружие. С его словами «Период дебатов закончился» и наступил конец мирных переговоров. Произведение разлетелось по всей стране, его хранили в каждом доме и читали перед войсками Вашингтона, чтобы вдохновить их на битву. Сам Пейн был крайне удивлен такой популярностью, и не особенно желал ее, хотя его идеи находили все более яростную поддержку в толпе.

К сожалению, талант гениального публициста никто не оценил в полной мере. Его назначили на государственную должность, к которой он не был готов, и он не будучи дипломатом дело откровенно провалил. А когда в заключении уже в революционной Франции он написал антирелигиозный трактат, то и Америка поставила на нем клеймо «богохульника». После освобождения публицист старался снова отстаивать равенство, демократию, описывал модель мира, ставшую ныне реальностью, но к сожалению, не был оценен и умер в забытье.